Раковые шейки почему так назвали конфеты


Раковые шейки почему так назвали конфеты
Раковые шейки почему так назвали конфеты


Раковые шейки почему так назвали конфеты

В цветастые одёжки
Завёрнуты Хаврошки.
А внутри – вкуснота.
Не проносишь мимо рта.

Владислав Стручков (загадка)

Загадка разгадывается легко, ответ – конфеты. Они не являются предметом первой необходимости, но большинство из нас постоянно сталкивается с этим продуктом. Конфеты любят дети и женщины. Думаю, что их любят и многие мужчины, но обычно это скрывают.

Поговорим о «цветастых одёжках» конфет. «По одёжке встречают» – известная пословица.

Изобретение конфетного фантика приписывают Томасу Эдисону, тому самому, который запатентовал электрическую лампочку, электрический стул и многое другое. Патента на фантик не существует, но Эдисон в 1872 г. разработал парафинированную бумагу, которую потом стали использовать кондитеры для упаковки конфет.

Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что через сто с небольшим лет, в начале 2000-х гг. швейцарская компания “DeLafee” начнет производить и продавать конфеты, фантики которых будут съедобны и будут включать 24-х-каратное золото? Это самые дорогие конфеты в мире, но и они находят своих покупателей.

Кондитерское производство развивается, появляются всё новые виды развесных конфет, с ними успешно конкурируют старые, известные нам (а то и нашим родителям) с детства.

Одной из моих любимых книжек, когда я только-только научилась читать, была очень смешная и добрая книга Н. Гернет «Катя и крокодил». Помня, что в одном эпизоде по сюжету важную роль играли фантики, нашла сейчас этот отрывок. Книга издана в 1957 году, а посмотрите, сколько знакомых названий:

Милка втыкала фантики в щели скамейки. Это были гости. Уже пришли
«Белочка», «Тузик», «Петушок», «Раковая шейка» и «Антракт».
– Вот еще рыбка пришла, – приветливо бормотала Милка, втыкая в щель
«Золотую рыбку». – Садитесь, пожалуйста, как вы поживаете? Я хорошо.
Кушайте торт.
Милка подала на стол гайку.
– Покушайте шоколаду, – сказала Милка самому почетному гостю, «Антракту», и положила перед ним кусочек сургуча. – А теперь, гости, будем играть.

Нина Гернет. «Катя и крокодил»

К тому, как выглядят любимые конфеты, мы давно привыкли, что-то новое выбираем редко: для этого производитель должен чем-то нас поразить, как-то особенно заинтересовать.

Иногда это удаётся – с помощью упаковки (обёртки) или названия. Но и среди «старых», широко известных фантиков и названий встречаются очень необычные.

Представьте себе, что вы никогда в жизни не пробовали никаких конфет и не слышали по этому поводу ничьих рекомендаций. И сейчас заглянули в кондитерский отдел супермаркета или интернет-магазина и изучаете конфеты исключительно по их обёрткам.

Что в имени тебе моем?

…я не понимаю многих наших названий. Например, что это за

название у конфет – «Радий»?

Михаил Задорнов

Не нужно быть специалистом в области нейминга, чтобы понять, чего ждёт потенциальный покупатель от названия и внешнего вида конфеты. В идеале они должны невербально доносить до покупателя хоть какую-то информацию о продукте. При этом обёртка должна привлекать внимание, а название – быть позитивным и запоминающимся.

К сожалению, две последние характеристики (позитивность и запоминаемость) иногда вступают в серьёзное противоречие. На мой взгляд, интригуют, но не вызывают у неподготовленной аудитории ассоциаций с лакомством такие известные названия конфет, как, например «Гусиные лапки», «Раковые шейки», «Буревестник», «Кара-Кум» и «Птичье молоко». «Кара-Кум» дословно переводится как «чёрный песок» (тюркск.) и напоминает о суровом и безрадостном климате пустыни, буревестник же, как все мы знаем из одноимённого произведения М. Горького, предвещает бурю (возможно, в желудке). «Лапки», «шейки» и «птичье молоко» излишне физиологичны, и не очень понятно, что они делают в конфетах.

Почти все эти названия появились давно и обросли легендами.

С «Птичьим молоком» всё наиболее очевидно: одноимённые конфеты (с начинкой из маршмеллоу, аналогом нашего зефира, но без яйца) в 1930-х гг. были популярны в Польше. Тридцать лет спустя наши кондитеры создали свой вариант «Птичьего молока», впоследствии начав использовать в качестве желирующего агента агар-агар. Название сохранили. Считается почему-то, что оно связано с пьесой Аристофана «Птицы», в которой счастье обещается в виде «млека», «да не тёлок, а птиц». Пьесу прочитала, усомнилась. Это вообще-то сатирическое произведение, вряд ли поляки хотели назвать свои конфеты «Якобы счастье». Думаю, что тут всё просто: словосочетание «птичье молоко» является синонимом чего-то волшебно-прекрасно-недостижимого, существует русская пословица: «Всё есть, опричь птичьего молока». Вероятно, авторы названия конфет хотели, чтобы оно ассоциировалось со сказкой, с изобилием, «полной чашей», обретением некой диковины, последнего штриха, которого не хватало для полноты жизни.

В составе конфет «Кара-Кум» есть вафельная крошка, она хрустит на зубах (как песок). На всех фантиках «Кара-Кума» можно увидеть верблюдов и пустыню, но на некоторых встречаются ещё почему-то и пальмы, а раньше, говорят, были и пирамиды.

Версия об украинском происхождении названия конфет «Радий» («радый») не выдерживает критики, там же атом нарисован! Так что, скорее всего, это название из условной серии «Научно-технический прогресс», к которой можно отнести также конфеты «Космические» и «Стратосфера».

«Гусиные лапки» и «Раковые шейки» начали производить ещё во времена «Товарищества А.И. Абрикосова и Сыновей», учреждённого в 1880 г., а в 1899 г. удостоенного почётного звания «Поставщик двора его императорского Величества» (с 1922 г. – кондитерская фабрика им. Бабаева, с 1998 г. – Кондитерский концерн «Бабаевский»). Рассказывают, что оба названия придумал сам Алексей Абрикосов. Головогрудь – наиболее вкусная и мясистая часть рака, деликатес. Иногда её называют шейкой, иногда – хвостом. Абрикосов обнаружил внешнее сходство новой конфеты с отваренной раковой шейкой и предложил такое название. Что касается «Гусиных лапок», тут мнения расходятся. Существует версия, что при изготовлении данного лакомства кондитеры использовали в качестве загустителя гусиный жир. Но, даже если это так, вызывает сомнение желание увековечить этот эксперимент в таком необычном названии. Тем более, что поначалу эта самая карамель называлась вовсе не «Гусиные лапки», а «Утиные носы».

Известно, что Алексей Абрикосов, глава кондитерской династии, уделял много внимания продвижению продукции, часто используя для этого нестандартные методы. Скажем, однажды появилась газетная «утка» – сообщение о том, что в одном из магазинов Товарищества Абрикосовых работают продавцами исключительно блондинки, а в другом – только брюнетки. Все пошли смотреть! И, разумеется, купили много конфет. Большое значение придавал Абрикосов и упаковке продукции. Для создания обёрток конфет Абрикосов пригласил профессиональных живописцев, цех упаковки, где работало 30 человек, возглавлял известный художник Фёдор Шемякин. Именно «абрикосовские» фантики и рекламные плакаты были одними из первых оформлены в стиле модерн, с использованием флористических и анималистических мотивов. Например, в рекламе мармелада «Лилипут» (тоже не очень приятное название, кстати) использовалось изображение белых зайцев, а на плакате, рекламировавшем мармелад «Царский», красовались три цапли, стоящие «по колено» в воде и внимательно рассматривавшие речные кувшинки.

Абрикосов придумал способ изготовления карамели с начинкой – выдувалась трубка из карамели, заполнялась начинкой и разрезалась горячим ножом на маленькие кусочки, которые запаивались с двух сторон. Может быть, первые произведенные таким способом карамельки показались Абрикосову похожими на утиные носы? А может быть, он дал конфетам такое имя, чтобы продолжить анималистическую тему в рекламе и упаковке. Всё-таки в основном сладкая продукция рассчитана на детей, а детям интереснее рассматривать фантики с изображением зверей и птичек, чем с историческими сюжетами (которыми тоже славились фантики Абрикосова).

Образ и подобие

Однажды, роскошно одета,
По полю гуляла Конфета.
На ней был хорошенький фантик,
И белый с ромашками бантик.

Андрей Усачев

Встречается интуитивно понятное оформление упаковки конфет. Например, карамель «Лимончики» (кондитерская фабрика «Рот-Фронт») по форме, цвету и интенсивности последнего напоминает одноимённый фрукт, в составе – цитрусовая подварка и ароматизатор идентичный натуральному «Лимон». Логичное название, жёлтый фантик с зелёными буквами (жёлтый и зелёный цвета, соединённые вместе, вызывают ассоциации с кислым вкусом). Карамель «Снежок» того же производителя – белого цвета, хрустит на зубах, обёртка в бело-голубых «морозных» тонах с нарисованными снежинками. Или карамель «Мечта», тоже рот-фронтовская. Конечно, «мечта» – абстрактное понятие, но ясно, что создатель названия просто недоговаривает, а хотел сказать: «Не конфета, а мечта!». Образ конфеты-мечты удачно дополняется розово-белым «девчачьим» фантиком. Из шоколадных конфет можно вспомнить «Золотые купола», конфеты куполообразной формы в золотой фольге.

Но, увы, в форме купола (или грибочка) делают и конфеты «Трюфель», в то время как первые настоящие французские конфеты-трюфели из кремовой массы «ганаше», состоявшей из шоколада и сливок, были сделаны в форме не идеального шара – и названы так именно из-за внешнего сходства с самым дорогим грибом – трюфелем, считавшимся долгое время блюдом, доступным лишь очень богатым людям. Шляпка гриба трюфеля на шляпку наших конфет «Трюфель» вовсе не похожа!

К появлению ряда странных, а иногда и просто курьёзных названий конфет привело принятие в 2008 г. поправок к закону о товарных знаках, в результате чего право на использование «старых» названий осталось только у столичного холдинга «Объединённые кондитеры». Все остальные производители конфет должны были либо выкупать у «Объединённых кондитеров» лицензии, либо прекратить производство «советских» кондитерских изделий, либо переименовать их. Об этом можно прочитать в статье «».

И вот «Уралкондитер» выпускает конфеты «Умелочка» в привычной для глаза обёртке конфет «Белочка».

Казанская фабрика «Заря» переименовывает «Птичье молоко» в «Птичку-пеночку-зарничку». ОАО «Приморский кондитер» теперь вместо конфет «Василёк» производит конфеты «Васёк», а вместо «Красного Мака» – «Красный Маг». А «Мишка Косолапый» в исполнении новосибирской кондитерской фабрики «Любава» превратился в конфеты «Брат с Севера приехал», причём на обёртке, созданной в своё время для «Эйнема» промышленным художником Эммануилом Мануйловым по мотивам картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», рядом с бурыми медведями теперь изображён медведь белый…

Более того, меж собой «Объединённые кондитеры», видимо, тоже поделили «старые названия», иначе трудно объяснить, почему «Петушок – золотой гребешок» «остался» у «Красного Октября», а концерн «Бабаевский» (Пензенская кондитерская фабрика) выпускает конфеты похожей рецептуры с пугающим псевдофольклорным названием «Петушок – масляна головушка».

Полёт фантазии

Ax, был бы я художник,
Вставал бы я чуть свет
И рисовал бы только
Бумажки от конфет!

Юнна Мориц

Кондитерская фабрика «АтАг» (ИП Ю. А. Атомян) (Шексна, Вологодская обл.) поражает разнообразием упаковки конфет и безудержной фантазией авторов их названий. Например, это предприятие выпускает конфеты в шоколадной глазури со сливочной начинкой с добавлением халвы и подсолнечных семечек в симпатичном бледно-жёлтом с коричневым фантике, на котором изображены подсолнухи. А называются эти конфеты «Свет души»! Название лично у меня вызывает двойственное чувство. С одной стороны, оно солнечное, конечно. С другой стороны, всё же, как мне кажется, следует избегать в названиях пищевой продукции, т.е. объектов потенциального употребления вовнутрь, таких слов, как «душа», «Бог», «Мироздание» и т.п.

Впрочем, у той же фабрики «АтАг» есть и совсем неожиданные названия конфет – «Мама Женя», «Кочегар Петя» (в блестящих фантиках, различающихся по цвету в зависимости от вкуса конфет, а они бывают со вкусом кокоса, кунжута, апельсина в шоколаде и т.д.) и эпатажный «Укус женщины». Безусловно, трудно считать удачным названием для конфет слово «Форсмажор» (форс-мажор означает обстоятельства непреодолимой силы, например, стихийные бедствия, мешающие сторонам выполнить договорные обязательства). Однако «АтАг» производит линейку таких конфет. Как звучит: «Форсмажор со вкусом “Заварной крем”!»

А можно ли придумать для конфетных обёрток какое-то по-настоящему новое оформление с соблюдением и традиций, и вкуса, и чувства меры?

На мой взгляд, именно к такому результату привело сотрудничество кондитерского комбината «Озёрский сувенир» и Студии Артемия Лебедева, разработавшей уникальный дизайн для сухофруктов и орехов в шоколадной глазури, выпускаемых этим комбинатом. Для каждой конфеты было придумано оригинальное название – имя (отражающее состав конфеты) и отчество (атрибут российской действительности) – «Миндаль Иванович», «Ананас Денисович», «Курага Петровна», «Груша Борисовна» и т.п. Линейка сухофруктов существует под условной «фамилией» «Фруктовичи», линейка орехов – под фамилией «Ореховичи». Для каждой конфеты в прямом смысле создано «лицо», т.е. на обёртках изображены не просто фрукты и орехи, а фрукты и орехи в человеческом облике с различными характерами. Цветовая гамма обёрток информативна, она «говорящая»: если фрукт в белой шоколадной глазури, цвет фантика белый, если в молочном шоколаде – бежевый, если в тёмном – коричневый. При этом на фантике обязательно представлен цвет фрукта – тёмно-синий у «Чернослива Михайловича», красный – у «Вишни Владимировны» и т.п. Конечно, это необычно, весело, оригинально, это запоминается и нравится покупателям!

Сейчас школьники, в том числе и младшеклассники, в обязательном порядке пишут исследовательские работы. В интернете мне встретилось несколько детских исследований, посвящённых конфетным фантикам. Что интересно – школьники выдвигают ряд предложений о том, как уйти от «безликости» и бессмысленности современных обёрток. Например, высказываются идеи о том, что на фантиках может содержаться полезная для детей (основных потребителей конфет) информация: иллюстрации к сказкам и другим литературным произведениям, правила дорожного движения, изображения достопримечательностей, фрагменты таблицы умножения, азбука и т.п. А ведь почти всё это было! О просветительской роли конфетных фантиков в 1920-е гг. есть некоторые сведения в статье «».

А уж до революции 1917 г. образовательная роль конфетных и шоколадных обёрток была просто огромной! Но об этом – в следующей статье.


Источник: http://article.unipack.ru/56056/



Раковые шейки почему так назвали конфеты

Раковые шейки почему так назвали конфеты

Раковые шейки почему так назвали конфеты

Раковые шейки почему так назвали конфеты

Раковые шейки почему так назвали конфеты

Раковые шейки почему так назвали конфеты

Раковые шейки почему так назвали конфеты

Раковые шейки почему так назвали конфеты

Похожие новости: